Эриль

Купить Славянские обереги!
Содержание статьи

Эриль – этимология и происхождение

По одной из версий в средневековой Скандинавии эрилем называли человека, который умеет «резать руны» с целью достижения некоего колдовского эффекта.

Впервые такую интерпретацию оригинальной прото-скандинавской форме «erilaz» дал историк Б. Мис, хотя он же позднее предложил альтернативную версию, согласно которой слово «erilaz» является абляутом слова «earl» («ярл»), которое у англосаксов писалось как «eorl» и вероятно может быть переведено как «воин», «человек» или «благородный».

Позже В. Орел продолжил развивать эту теорию, предположив, что «erilaz» происходит от «erǭn», что в переводе означает «битва». Таким образом, исследователь предположил, что слово «эриль» означает «тот, кто сражается», то есть – «воин».

Существует и другая гипотеза, согласно которой слово «erilaz» связано с названием одного из древнегерманских племен – герулов (или элуров), хотя это не оригинальное самоназвание племени. Слово «heruli» латинского происхождения, его упоминает Иордан в своем труде «О происхождении и деяниях гетов». Относительно этимологии этого названия и сведений, почерпнутых Иорданом из трудов Аблавия, до сих пор ведутся оживленные споры.

Эриль - мастер рун

Таким образом, нет однозначной и общепризнанной лингвистической версии о происхождении и значении слова «эриль» («erilaz»). Так как оно встречается на рунических камнях, имевших для древних скандинавов культовое значение, доминирующими остаются две версии – либо это обозначение воинского титула (сословия), либо эрилями действительно называли колдунов, которые возводили те самые рунические камни. С другой стороны, одна версия совсем не обязательно противоречит другой.

Слово «эриль» на археологических артефактах

Слово «эриль» присутствует на костяной поделке из Сконе, которую условно называют «линдхольмский амулет». Вырезанная на кости надпись содержит всего одно слово (собственно «erilaz») и датируется II-IV веками нашей эры. Общепринятого перевода этой надписи нет.

Другой артефакт, содержащий слово «эриль», это так называемый Крагерхул I («Kragehul I»), обломок копейного древка, обнаруженный на острове Фюн и датируемый III-V веками. На нем присутствует надпись «ekerilazasugisalasmuhahaitegagagaginuga». Надпись выполнена рунами и ее общепринятый перевод выглядит так – «Я, Эрилаз Асугисалаза, прозванный Муха».

Здесь слово «erilaz» переведено как имя собственное, а элемент надписи «gagaga», также встречающийся на датированном V веком ундлейском брактеате, предположительно мог быть боевым кличем. На письме этот клич обозначался соответствующей шатровой руной, либо троекратным повторением вязанной формулы из двух рун – Ансуз и Гебо.

Брактеаты Eskatorp-F и Väsby-F имеют одну и ту же руническую надпись – e[k]erilaz, которая по общепринятой версии означает «я герул», где «герул» как раз и предполагается названием племени. Аналогичная надпись присутствует на пряжке из Братсберга.

Существуют и другие находки с похожими записями (включая рунные камни, например – Ярсбергский рунный камень). Почти везде слову «erilaz» предшествует слово «ek» («я»), то есть формула «ekerilaz» («я эриль») может быть названа типовой. Это говорит о том, что слово «эриль», если оно не было именем собственным, действительно указывало на особый статус или род деятельности. При этом в ряде случаев Е-руна (Эйваз) заменяется М-руной (Манназ), что на данный момент не имеет объяснения.

Эгиль Скаллагримссон – самый знаменитый эриль

Наиболее известным эрилем является, вероятно, воин и скальд Эгиль Скаллагримссон, о жизни и странствиях которого мы знаем благодаря эпической «Саге об Эгиле» (предположительно написана Снорри Стурлуссоном в XIII веке). В этом тексте есть три эпизода, которые указывают на то, что Эгиль действительно был эрилем, знатоком рун.

В первом таком эпизоде Эгиль присутствует на пиру Барда с Атлея, где Бард и жена конунга Эйрика Гуннхильд решают отравить известного скальда, который разоблачает Барда во лжи и пьет не в меру. Они подмешивают в брагу яд, и подносят хмельное питье Эгилю. Тот втыкает нож себе в ладонь, затем вырезает на питейном роге руны и окрашивает их собственной кровью.

Эгиль произносит заклинательную вису (восьмистишие) и рог лопается у него в руке. За попытку убийства он расправляется с Бардом. Примечательно, что эриль будто бы заранее чувствует подмешанный яд, так как он спокойно пил брагу из ранее поднесенных ему питейных рогов, но усомнился именно в этот раз.

Эриль

В другом эпизоде Эгиль оказывается в доме Торфинна, дочь которого, Хельга, давно болеет и никак не может выздороветь. Торфинн рассказал эрилю, что сын местного бонда сотворил для нее амулет – он вырезал руны на китовом усе, который разместил под постелью девушки, однако ей стало только хуже. Эгиль изучил амулет, соскоблил с него руны их и сжег, а затем сжег весь китовый ус. Он вырезал собственные руны и положил их под подушку Хельги. После действий эриля девушка сразу выздоровела.

Этот эпизод важен потому, что здесь эриль произносит вису, в которой есть важные строки «Рун не должен резать тот, кто в них не смыслит». Он пояснят, что девушка давно бы выздоровела, если бы не рунический амулет из китового уса, который сделал несведущий человек.

Третий значимых для нас эпизод «Саги об Эгиле» повествует о том, как герой возводит нитсшест против Эйрика Кровавая Секира и Гуннхильд, проклиная таким образом конунга и его жену. На палке в основе нитсшеста Эгиль «рунами вырезал сказанное им заклинание». Здесь же приводится соответствующая заклинательная виса.

Указанные эпизоды говорят о том, что Эгиль Скаллагримсон был не просто знаменитым воином-поэтом (викинги называли таких воинов скальдами). Он действительно являлся мастером рун, умел использовать их как для защиты, так и для целительства и даже проклятия врагов. Существует предположение, что именно таких людей в раннесредневековой Скандинавии называли эрилями.

 

Советуем почитать: