Новые статьи
Содержание статьи

Старшая Эдда – Речи Фафнира: генезис и интерпретация

Песнь «Речи Фафнира» входит в группу поэтико-прозаических текстов «Старшей Эдды», которые называются «Песни о героях». Традиционно в современных переводах эддических текстов принято выделять «Речи Регина», «Речи Фафнира» и «Речи Сигрдривы», хотя в оригинальном манускрипте (Codex Regius) нет ни самих названий, ни какого-либо разделения текста на отдельные части. В манускрипте все это – единый текстовый элемент, повествующий о молодости Сигурда.

Речи Фафнира

Исконный вариант песни «Речи Фафнира», как и двух других вышеупомянутых саг, неизвестен. Предполагается, что все они имеют южно-германское происхождение и очень древние, так как получили широкое распространение по всему европейскому Северу. «Речи Фафнира» уникальны еще и тем, что в них эпические (то есть восьмистрочные) строфы чередуются с гномическими (шестистрочными), что нехарактерно для большинства песен «Старшей Эдды». Многие исследователи пытались восстановить оригинальный текст песни «Речи Фафнира», убирая те или другие строфы, но ничего не получилось. При этом само название «Речей Фафнира» появилось в более поздних списках, тогда как происхождение песни предположительно восходит к X веку.

В поэтической части песни преобладают гномические строфы, они не развивают действия, а содержат своеобразные наставления. Многих удивлял тот факт, почему Фафнир, умирая, дает Сигурду советы. Но тут нужно вспомнить, что древние скандинавы полагали, будто умирающий человек видит больше здорового и здравствующего, он касается иного мира и может черпать из него тайные знания. На это в «Речах Фафнира» указывает прозаический элемент после первой строфы, то есть в действительности это вовсе не интерполяция, как полагали ранние исследователи Эдды. Кроме того, по всей видимости, Сигурд задает Фафниру прямые вопросы, чтобы тот, отвечая на них, не мог сказать что-либо опасное для самого Сигурда.

Речи Фафнира – краткое содержание текста

Песнь «Речи Фафнира» из «Старшей Эдды» начинается с того, что Сигурд и Регин выследили Фафнира по следу, который он оставлял, когда выползал из своей пещеры к водопою. Сигурд вырыл небольшую яму на месте следа и забрался в нее, ожидая, когда дракон появится вновь. Когда Фафнир проползал над Сигурдом, из его рта на героя вытекал яд, что, однако, не помешало мужчине вонзить меч в неприкрытое брюхо дракона. Тогда Сигурд выпрыгнул из ямы и посмотрел умирающему Фафниру в глаза.

Далее в «Речах Фафнира» следует поэтический кусок, который озаглавлен «О смерти Фафнира». Сигурд сначала скрывает свое имя, так как боится, что умирающий дракон проклянет его, но потом все же называет себя. Фафнир говорит, что Сигурд храбр, однако он – раб и «золото драконье» погубит его. Затем Сигурд спрашивает у дракона о том, кто такие норны и кто есть великан Сурт. Дракон предрекает, что как и он был предан своим братом Регином, так и Сигурда предаст этот жестокий змей.

Но здесь наиболее любопытный момент «Речей Фафнира» упирается в краткое описание эгисхъяльма, который дракон носил на челе и, по его словам, не один воин оттого не мог к нему подступиться. «Шлем Ужаса» («'gishjalmur») является наиболее распространенной формой защитного воинского гальдрастава, который, как упоминают многие гальдрабоки, вселял страх в сердца противников. Это же говорит и Фафнир, на что Сигурд возражает: против того, кто храбр сердцем, эгисхъяльм бесполезен и истинно смелому он не нужен (тем не менее позже он и сам наносит этот знак на свое чело). Это очень важный момент, который позволяет взглянуть на скандинавскую традицию гальдраставов с неожиданной стороны.

Затем по сюжету «Речей Фафнира» дракон умирает, Сигурд стирает его кровь со своего легендарного меча по имени Грамм. Вернувшийся Регин вырезает у павшего брата сердце и пьет его кровь. Затем он говорит Сигурду, что ложится спасть, но воин должен пожарить сердце дракона, чтобы потом Регин мог его съесть. Далее они спорят с Сигурдом о том, достоин ли Регин трапезы, ведь все сделал человек. На это Регин отвечает, что Грамм, меч Сигурда, выковал именно он, ведь его кузнечное мастерство – непревзойденно. Сигурд говорит, что храбрость и умение важнее, чем меч.

Далее в «Речах Фафнира» говорится о том, как Сигурд начал жарить сердце сраженного дракона. Он коснулся его пальцем, чтобы проверить – готово ли сердце, но обжегся и поднес палец к губам. Тут же он стал понимать язык птиц, которые сказали ему, что Регин задумал его убить, когда проснется. Сигурд отрубает голову Регину, выпивает его кровь, а также кровь Фафнира и съедает сердце дракона. Затем птицы говорят ему, что его судьба – дева, которую он встретит на горе Хиндарфьялль. Деву зовут Сигрдрива (она же – Брюнхильда).

В финале песни «Речи Фафнира» Сигурд забирает сокровища дракона и уезжает навстречу своей судьбе. Далее сюжет легендарной истории продолжает песнь «Речи Сигрдривы». Именно на основе этих трех песен (начиная с «Речей Регина») была создана знаменитая «Песнь о Нибелунгах», которая несколько изменила оригинальный сюжет.

Советуем почитать:
кнопка наверх
Купить Славянские обереги!