-
Рунические заклинания
- Часть 1. Классификация рунических заклинаний, гипотезы и деконструкция символизма заклинательных формул, идентификация эриля на примере амулета из Сигтуны
- Бытовые заклинания
- Слова-формулы
- Футарк как заклинательная формула
- Непереводимые слова
- Идеографические руны
- Числовые формулы
- Самоидентификация эрилей
- Медный амулет из Сигтуны
Часть 1. Классификация рунических заклинаний, гипотезы и деконструкция символизма заклинательных формул, идентификация эриля на примере амулета из Сигтуны
Рунические надписи далеко не всегда прямолинейны и однозначны, зачастую они символичны и имеют мистериальный подтекст (как говорит Эдред Торсон). Кроме того, существует ряд непереводимых надписей и именно они вероятнее всего являются как раз руническими заклинаниями, то есть эзотерическими формулами, в которые вкладывался сакральный смысл и которые преследовали вполне конкретную цель, вроде защиты от неудач и обретения богатства.
Все известные нам сегодня формулы, присутствующие на рунических камнях, археологических артефактах и в письменных источниках представляется возможным разделить на семь типов:
- бытовые заклинания;
- слова-формулы;
- Футарк как заклинательная формула;
- непереводимые слова;
- рунические идеограммы;
- числовые формулы;
- самоидентификация эрилей.
Сейчас мы подробнее разберем каждую группу надписей.
Бытовые заклинания
Чаще всего это магико-поэтические устные формулы, объективную реальность которым придавал процесс высекания. Наиболее известны из них формулы проклятия (используемые для предотвращения осквернения могилы или святого места) и формулы для удержания мертвых в могилах. Последнему не стоит удивляться, так как драуги, «ходячие мертвецы» или aptrgungumenn, довольно часто фигурируют в скальдических сагах (например, «Сага о Людях с Песчаного Берега»), выступая обыденным явлением (подробнее – в монографии Г. Ремли «Живые мертвецы в норвежской и кельтской литературе»).
Из магических надписей этого типа, в первую очередь, следует упомянуть формулы проклятья с камней из Стентофтена и Бъёркеторпа в южной Швеции (оба датируются 650 г. н.э.). Тексты на этих камнях одинаковы, вот надпись на Бъёркеторпском камне:
ïrgiu hearma-lausR, ûti ïr wela-daude sâR that brÿtR.
Текст можно перевести следующим образом: «Предсказание уничтожения! Ряд светлых рун скрыл я здесь, рун волшебных. Через порочность, не зная отдыха, извне предательская смерть тому, кто разрушит это [каменное сооружение]». Как видим, перед нами заключенная в камне воля эриля (резчика рун), который призывает «волшебные руны», чтобы они наказали любого, кто рискнет разрушить этот камень.
Камень в Бъёркеторпе интересен тем, что рядом располагалось треугольное строение из камня, которое предположительно служило местом совершения ритуальных и юридических актов, поскольку поблизости не обнаружено ни захоронений, ни бытовых предметов.
Слова-формулы
Другой, более емкой и лаконичной формой рунических заклинаний были слова-формулы. Самые часто встречающиеся:
- alu («пиво», либо «сверхъестественная сила»),
- laukaz («лук», реже – «вода»),
- ehwaz («конь»),
- lathu («заклинание»),
- auja («удача»),
- ota («ужас»)
- и, возможно, само слово rûno («руна»).
Подробнее про символизм alu и других формул – в книге Э. Торсона «Футарк» и работах К. Джанга.
Эти слова-формулы обнаружены на сотнях археологических артефактов – от фибул и брактеатов до ножей и копий. По всей видимости, они были призваны придать предмету какое-то свойство, которое обозначает конкретная формула. Учитывая, что у нас нет никаких исторических источников, разъясняющих значения вышеприведенных слов, мы лишь можем предположить, что они
- имели значение, которое для абсолютного большинства являлось очевидным и само собой разумеющимся;
- либо представляли собой шифрованную формулу, вроде банд-рун или ставов, возможно выступая при этом архетипом.
Слово alu происходит от индоевропейского понятия, обозначающего некую сверхъестественную силу, или магию (по Э. Торсону). Лингвистически оно родственно хеттскому глаголу alwanzahh, что значит «очаровывать». Есть версия, что значение это со временем перешло к священному, несущему вдохновение напитку, используемому в жертвенных и магических обрядах германскими народами (отсюда второй перевод слова – «пиво»).
Интересно, что в генетике аббревиатурой ALU называют короткий участок ДНК, самый распространенный транспортный элемент, определяющий развитие эволюционно обусловленных черт. ALU – потому что формируется под действием рестрикционной эндонуклеазы Arthrobacter luteus.
Laukaz у скандинавов было понятием, обозначающим растения из рода Allium (лук, чеснок, лук-порей и др.). Тот же лук-порей, известный быстро растущим, прямым, зеленым стеблем, мог выступать метафорой, символом увеличения, возрастания силы и жизнеспособности. Плюс все растения этого рода полезны и порой жизненно важны для человека.
Ehwaz (). в качестве слова-формулы могло олицетворять перемены, преображающую силу. Соответствующая руна из Старшего Футарка – это символ Коня, Слейпнира, и жизненной силы коня во взаимоотношениях лошадь/всадник (по К. Медоузу).
Вероятно, слова rйnо и lathu стоит рассмотреть вместе. Оба они, по всей видимости, имеют прямое отношение к вербальной скандинавской магии. Это заклинательные формулы, которые произносятся вслух, практика называется гальдр (galdrar). Слово lathu родственно английскому глаголу to load, «загружать», и может быть интерпретировано в динамическом смысле как загрузка той самой «сверхъестественной силы» в объект.
Пример, подтверждающий, что слово rûnо не было синонимичным с понятиями букв или знаков письма, – простая авторская формула мастера на фибуле из Фрайлауберсхайма: Boso wraet rûnа («Босо вырезал руну» – в единственном числе!). Есть и другие примеры, показывающие, что слово руна использовалось у древних германцев и скандинавов собирательно в значении «тайное знание» или «магическое заклинание». Подробнее о них – в работе Э. Торсона «Руническое учение».
Термин auja относится к понятию, близкому к hailagaz («святой»), то есть «исполненный божественной силы», отсюда одно из значений слова – «удача».
Что касается слова-формулы ota, оно происходит из древнескандинавской словоформы ohtan (ужас, страх, боязнь), родственной др.-исл. ægi- в названии волшебного «шлема ужаса» – Ægishjalmr.
Футарк как заклинательная формула
Едва ли не самый распространенный тип заклинательных рунических формул – это полный, либо сокращенный Футарк. Подобные надписи были распространены и в эпоху викингов, и в Позднем Средневековье. В некоторых редких случаях можно предположить, что Футарк высекался в образовательных целях, либо просто для тренировки эриля.
Однако многие скандинавоведы сходятся во мнении, что вырезание Футарка имело все же магические функции. Символизм рунического ряда, по крайней мере, двоякий: во-первых, это перечень сущностно-важных понятий (очевидная аналогия со славянской буквицей, где буквы (Аз, Буки, Веди) имели архитепические значения, как и иероглифическое письмо Древнего Египта). А во-вторых, они расположены в особом, установленном порядке (теория от аттах).
То есть Футарк может выступать символом упорядочевания всего сущего, скрывая, таким образом, глобальный жизнеутверждающий символизм. При этом привнесение порядка (космического, природного, душевного) в конкретное окружение (субъективное либо объективное) – вполне распространенный мотив применения магии всеми народами древности.
Непереводимые слова
Если Футарк – символ порядка, то логично предположить, что так называемые «бессмысленные надписи» символизируют хаос, или же порядок неестественный. В скандинавоведении руническими формулами часто называют последовательности знаков, выглядящие случайными, непроизносимыми, то есть которые не составляются в осмысленные слова или выражения.
Образцы формул этого типа особенно часты на фибулах. Также на фибулах часто встречаются последовательности вполне произносимые, но не похожие ни на одно слово из словаря повседневного языка германских и скандинавских народов. Э. Торсон полагает, что эти «слова» вполне могут быть представителями «языка богов», сверхъестественного языка, полученного непосредственно из другого мира (Асгарда?). Из подобных слов наиболее известны следующие:
- luwatuwa,
- suhura-susi,
- anoana,
- salusalu,
- foslau,
- suf-fus.
Может статься, что это немногочисленные реликты некоего (возможно – тайного?) языка, на котором говорил Один и его последователи – язык, ключ к которому предстоит снова найти. Предположительно, мастера сейда (seidhmenn) использовали именно эти «непроизносимые» формулы во время своих ритуалов.
Идеографические руны
В теории идеографической руной может считаться любой одиночный знак Футарка, передающий не звук, а логограф – то есть отдельную морфему или даже слово. Осложняется вопрос тем, что в соответствие со скальдическими традициями скандинавов, слова часто подменялись метафорами – кеннингами и хейти. С отдельными рунами, по всей видимости, зачастую поступали так же.
Тем не менее, существуют определенные типы гальдраставов, изначально получившихся из вязаных рун (рун, наложенных одна на другую), часто сильно стилизованных. Подобные знаки встречаются, например, на Сивернском брактеате, на кольце из Петроассы, на Гуммарпском камне и на амулете из Квиннебю. Использование таких идеографических рун могло представлять собой особый род кодировки тайных значений с целью затруднить их понимание для «непосвященных».
Однако некоторые исследователи (например, Э. Торсон) считают, что побудительным мотивом такого утаивания было отнюдь не желание сделать текст более запутанным для других людей, якобы лишь очень немногие из надписей, особенно древнейших, когда-либо предназначались для «чтения». По версии Торсона, таким образом предполагалось сделать текст более близким и естественным как раз для сверхъестественного мира и сил, его населяющих.
Числовые формулы
Этому вопросу можно посвятить отдельный материал, тем более, что сегодня существует колоссальное количество спекуляций в сферу нумерологии, которая, кстати, сама по себе появилась относительно недавно как устоявшаяся система, хотя зачатки ее действительно известны еще со времен Раннего Герметизма.
Упомяну лишь, что руны действительно обозначали цифры (как это было с буквами первых алфавитов практически во всех древних языках) и вполне могли именно как цифры использоваться в ритуалах. Например, числом Одина было число три, так как ему посвящался третий день недели – Среда.
Самоидентификация эрилей
Учитывая глубокий мифологизм древнескандинавского общества, кажется очевидным, что эриль, вырезая строку ек erilaz fâhidô rûnô («Я, эриль окрасил руну»), не просто оставлял после себя некую разновидность граффити (хотя эти процессы могут иметь между собой много общего). Формулы эрилей вполне вероятно носили магический подтекст, ведь мастер рун выполнял ритуальное действие, вырезая руны.
Вполне возможно, что в случае с формулами эрилей мы имеем дело с остатками лишь одной части сложного многосоставного ритуала. Формула могла придавать силу обряду, который совершался одновременно с ее начертанием, либо действовать сама по себе. Эта версия выглядит логично в свете того факта, что мастер рун нередко называет себя различными магическими именами, которые совпадают со священными именами Одина.
Один из ярких примеров – камень из Ярсберга в центральной Швеции. На нем написано:
Перевод: «Я, эриль, вырезал руны. Именуюсь Злокозненным, именуюсь Вороном». Этот камень, не связанный ни с каким захоронением, возможно, представляет собой часть ритуального каменного сооружения. А именами Ûbaz и Hrabanaz в скальдических текстах часто называют как раз Одина.
Медный амулет из Сигтуны
Этот артефакт я хочу рассмотреть отдельно, чтобы проиллюстрировать пример использования заклинательных формул скандинавскими эрилями и наглядно реконструировать сам образ мастера рун.
Амулет найден возле города Сигтуна (Швеция) и датируется 1050-1100 годом. Перевод надписи на амулете: «Встань и уходи под благожелательными звёздами! Запутай это [проклятие], [магический] туман! Уничтожь это [проклятие], [солнечный] свет! Я говорю: три [руны] Турс, девять [рун] Нужда. Заклинаю как смотритель святилища».
Очевидно, что автор этой надписи – эриль, то есть мастер рун в его сакральном смысле. Тут же отмечу, что вероятно существовали и обычные «рунописцы». Их «почерк» угадывается в аскетичных и, чаще всего бытовых надписях (например, имена на гребнях, украшениях и т.д.). При этом, как правило, верх их заклинательного мастерства – дублирование простой секвенции fuþąrk.
На примере же данного амулета можно четко увидеть, какими знаниями и умениями обладал, скажем так, титулованный мастер рун:
- Мастер владеет рунической грамотой («рунами речи»), потому что пишет не «здесь был Рагнар», а полноценный текст заклинания.
- Помимо стандартных «рун речи» мастер был осведомлен и о другой, более редкой разновидности шведских «беспосошных» рун, написав ими последнее предложение («uiur nank»).
- Мастер владеет руническим письмом на качественно высоком уровне, об этом говорит обилие вязаных рун (бандрун, лигатур). Как считается, их использовали для экономии места и снижения трудоёмкости процесса (что критично при резьбе по камню). Но здесь места было явно достаточно, то есть, видимо, мастер использовал лигатуры просто по привычке.
- Мастер записал заклинание не прозой, а аллитерационным стихом. Практически все дошедшие до нас древнегерманские и древнескандинавские заклинания имеют стихотворную форму.
- Мастер также показал (ненамеренно) своё знание рунических шифров. В слове «девять» (niu) трёхчастным шифром закодированы руны «n» и «u». Кроме того, вступление «ik ak uk» по одной из версий также является либо шифром, либо специфическим «словом силы». То есть, вероятно, это могло быть слово-формула (по выше приведенной классификации), причем оно сильно напоминает «kukuku» и «kikiki», надписи, встречающиеся на многих артефактах.
- Наконец, мастер был знаком с еще одним типом рунических заклинаний, который можно определить как «аллитерационную формулу» – это строка «три Турса, девять Нужд». Примеры таких формул встречаются и в других надписях.
Что касается технического исполнения, надпись нанесена на медь довольно небрежно, видимо, человек просто взял пластину и нацарапал на ней руны острым предметом (ножом, гвоздём), совсем не заботясь об эстетической составляющей. То есть вряд ли он – тот специалист по литью, который изготовил сам этот амулет.
Данный анализ наглядно демонстрирует нам, что древнескандинавский эриль – это не тот, кто, как многим представляется, владеет некими трансцендентальными знаниями и умеет их применять. Как минимум, это далеко не единственная его черта. Прежде всего, это человек грамотный, свободно владеющий руническим письмом нескольких видов, способный при необходимости использовать банд-руны и рунические шифры. Он не лишен поэтического дара, соответственно, знаком со специальной лексикой и поэтическими размерами. Ну и, само собой, он владеет приемами специфического заклинательного письма, как пример – те самые «аллитерационные формулы».
Примеры записи датскими рунами (период ~800-900) некоторых слов, имён собственных и фраз:
- ᚴᚢᚾᚢᚴᛦ - конунг
- ᛏᚱᚢᛏᛁᚴ - госпожа, королева
- ᚠᛅᚦᚢᚱ - отец
- ᛘᚢᚦᚢᚱ - мать
- ᛏᚢᛏᛁᚱ - дочь
- ᛒᛁᚢᚱᚾ - медведь
- ᚢᛚᚠᛦ - волк
- ᚴᚢᚱᛘᛦ - Горм
- ᚴᛁᛏᛁᛚ - Кетилль
- ᛁᚴᛁ - Инги
- ᚠᚱᛁᚢᛊᛏᛅᛁᚾ - Фрейстейн
- ᚦᚢᚱᚢᛁ - Торве
- ᚴᚢᚱᚦᛦ - Гюрд
- ᚦᚢᚱ᛬ᚢᛁᚴᛁ᛬ᚦᛅᛋᛁ᛬ᚱᚢᚾᛅᛦ - Тор да освятит эти руны!
- ᚠᛅᚴᛁ᛬ᛊᚴᛅᚦᛁ᛬ᚢᛅ - Горе разрушителю (напр., монумента)!
- ᛒᛁᚦ᛬ᛁᚴ᛬ᚬᛚ᛬ᚴᚢᚦ᛬ᛏᚢᚴᛅ - Я прошу помощи (у) всех богов.
- ᛚᚬᛏᛅᚾᛏᛅᛦ᛬ᚼᛁᛅᛚᛒᛁ᛬ᛘᛁᚱ - Да помогут мне духи земли!
Список литературы:
1. Thorsson E. Futhark: A Handbook of Rune Magic, Red Wheel/Weiser,
2. Jung C. Wotan in Collected Works, vol. 10. Translated by R.F.C. Hull. Princeton N. Princeton University Press, pp. 179-193.
3. Kershaw N. ed., trans. Stories and Ballads of the Far Past. Cambridge: Cambridge University Press, 1921. (Sorlathdttr, pp. 43-57.)
4. Krause W. Was man in Runen ritzte. Halle/Salle: Niemeyer, 1935.
5. Krause W. Runeninschriften im älteren Futhark. Halle/ Saale: Niemeyer, 1937.
6. List G. Das Geheimnis der Runen. Vienna: Guido-von-List-Gesellschaft, 1912.
7. Авторские материалы Hadeken Hodigo.